Пара слов о цифровизации

Вчера прошел круглый стол на тему «Тренд на цифровизацию и как это изменит будущее проектного управления». Было достаточно интересно, познавательно. И судя по всему, это только начало.

В рамках круглого стола затрагивали много вопросов. Основные:

  • Что есть цифровизация для каждого конкретного человека?
  • Что является предпосылками цифровизации?
  • С какими проблемами мы сталкиваемся или столкнемся? 
  • Как изменится руководитель проектов?

Я не буду все рассказывать и пересказывать. Поделюсь исключительно своими мыслями по тем вопросам, по которым есть что дополнить.

Формула «АКСЭС»

Что есть цифровизация для меня? Скорее это формула с множеством параметров: «альтернативность – качество – сложность – эффективность – скорость». Что называется – расставьте знаки сами. 

С каждым годом возрастает нагрузка не только на руководителей проектов, но и на бизнес-подразделения и на компании в целом. При этом чтобы находиться в потоке и не стоять у разбитого корыта, необходимо за минимальное время решать достаточно большое количество задач, сложность которых из года в год возрастает. Вопрос качества выходит также на первые позиции. В очень редких случаях мы можем поставить какой-то продукт «авось сойдет и так» или «пофиг, на месте разберемся». Но и достичь всего этого возможно только в условиях повышения эффективности нашей работы, наших процессов, наших технологий, подходов, инструментов и много еще чего нашего.

На все это накладывается управление талантами. Еще лет 7 назад с моим другом и коллегой Денисом Волковым мы обсуждали этот вопрос: через лет 10-15 общество дозреет и таланты станут основой построения нового мира. То, что в последние годы большое количество компаний уделяют этому достаточно весомое значение – лишь подтверждение давнего прогноза. Даже на государственном уровне появляются программы, поддерживающие и развивающие таланты, хоть никто и не употребляет фразу «управление талантами».

Отсюда вытекает: повышение сложности задач в условиях необходимости быстрой обработки данных и быстрого решения задач с высоким качеством, подразумевающим эффективность взаимодействия и выстраивания взаимоотношений (в широком смысле этого слова), а также с учетом альтернативности развития решений. 

↑ альтернативность + ↑ качество + ↑ сложность + ↑ эффективность + ↑ скорость

А уже дальше это можно расширять и развивать под любой удобной призмой.

Случайно получилось слово АКСЭС, очень похожее на английское ACCESS, т.е. доступ. Оговорка по Фрейду? Все может быть.

Роль руководителя проекта

Эволюция руководителя проектов: каким он должен быть, чтобы соответствовать текущим тенденциям развития? 

Коллеги рассказали о том, что необходимо развивать стратегическое мышление и видение, повышать ответственность, не бояться рисковать, гибко мыслить, повышать коммуникативные навыки и интуицию. Инструменты, которые были предложены для эволюции руководителя проекта: смена ролей, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), психология управления, ораторское искусство, техники развития интуитивного мышления.

Poker Face… Трижды… 

Безусловно, все эти вещи необходимы. Но! Все это есть уже очень и очень давно. На мой взгляд, хороший руководитель проектов обладает всеми этими качествами. Дело совершенно не в том, что таких руководителей проектов мало или их вовсе не существует, или что руководители проектов не занимаются саморазвитием (а ведь именно об этом речь то идет). На днях как раз мне посоветовали ознакомиться с ТРИЗ, чем сейчас и занимаюсь. Признаюсь, еще не все дочитала, но какие-то основные мысли откладываются. 

А ведь по факту ТРИЗ именно о талантах и о том, как взрастить в себе этот талант и помочь абсолютно нетривиальным путем быстро и эффективно решать сложные задачи. Кроме этого ТРИЗ раскрывает одну, казалось бы, простую истину – решать нужно не поверхностные задачи. Они могут дать нам и повышение эффективности, и повышение других характеристик. Но самый лучший способ изменить систему и устранить противоречия: ввести новое звено, но сделать так чтобы его не было. 

Как это относится к данному вопросу? Я считаю, что дело в ограничениях, которые компании накладывают на своих сотрудников, при этом пытаясь развить их. И вновь мы уходим к вопросу управления талантами. Мы хотим двигаться вперед, но не даем возможность развиваться, не даем власть руководителям проектов. Задачка прям для ТРИЗ. Прозвучало как революционный лозунг :)

Плюс к этому любое развитие специалиста, вывод его на новые грани невозможно без мотивации. А что у нас происходит? В большинстве компаний преобладает директивное управление. Специалисты делают что-то, чтобы выполнить KPI, чтобы их не уволили, чтоб не сделали выговор, чтобы просто отвязались и т.д. За 10 лет я ни разу пока еще не увидела, чтобы этот метод был эффективнее командного подхода. И пока мы не научимся открыто говорить о проблемах, пока не научимся плыть в команде, а не поддавать огонька с разных сторон, пока мы не научимся доверять и делегировать ответственность… Разве что-то получится? 

Ускорять нужно не эволюцию руководителя проекта как специалиста, как эксперта в своей области. На мой взгляд, решать нужно проблему управления и общей культуры. Собственно поэтому я на afterparty и предложила вариант убрать слово «проект» и фразу «управление проектами» при внедрении в государственные учреждения, иначе люди решают задачи, не понимая зачем это вообще нужно и в глубине души негативно к этому относясь (очередные новые задачи при работе по поручениям никому же не нравятся!). Вводить в команды внедрения проектного управления в государственных учреждениях экспертов в области проектного управления, решать задачи уже новыми для «гвардии» методами, подходами и инструментами, исключив из лексикона «проект» и «управление проектами». Что получим? Весьма интересный эффект. Если у кого-то получается сделать задачу лучше, быстрее и эффективнее и его еще за это хвалят, другие просто подтянутся. Все-таки проектное управление об этом же! А те, кому это вообще неинтересно в этом участвовать, самоустранятся из организации и не будут мешать ее развитию. И да... слово «задача» использовано специально, ибо не все еще понимают, что есть проект, хотя во многих случаях она и является проектом.