А хочу ли я быть руководителем проектов?

Я хочу с вами поделиться своим опытом и своими наблюдениями. То как я в свое время начинала свой путь в роли руководителя проекта. Итак, о чем мы сегодня поговорим: кто такой PM и каким он должен быть. Подводные камни этой профессии и основные инструменты и хитрости, которые используются в профессиональной деятельности.

Существует достаточно большая проблема, когда с одной стороны компании-работодатели хотят найти молодого, амбициозного, энергичного специалиста, но с другой стороны – не готовы брать людей без опыта работы. Если до кризиса компании были готовы брать людей без опыта работы на хорошие позиции, то после него – преимущественно на начальные позиции, в отличие от докризисного периода.

Но готовы ли молодые амбициозные выпускники, уверенные в себе и в своих силах, начать свою карьеру с низкого start-up?

Выбор своей профессии – достаточно серьезный шаг для любого человека. Было проведено достаточно большое количество исследований на эту тему, которые показали:

  • существует большое количество людей, считающих, что они выбрали в жизни не тот род деятельности;
  • некоторые сомневаются в правильности сделанного ими выбора;
  • многие считают, что их образование (школа, ВУЗ) не пригодилось им при подготовке к профессиональной деятельности.

Одно из самых интересных исследований провела компания Kelly Global (www.kellyservices.com. В их опросе учитывались мнения около 115 000 людей в 33 странах Европы, Тихоокеанского региона Азии и Северной Америки, занятых в различных сферах деятельности, включая инженерно-технические разработки, информационные технологии, науку, финансовую сферу.

Основные результаты опроса:

  • в среднем по 33 странам 49% респондентов заявили, что их школьное образование хорошо подготовило их к работе;
  • примерно две трети, или 65%, респондентов заявили, что образование, полученное ими по окончании школы, хорошо подготовило их к работе;
  • подавляющее большинство респондентов (69%) высказало мнение, что образование, полученное ими по окончании школы/профессиональное образование должно быть «больше направлено в сторону практики, а не теории»;
  • около 69% респондентов по всему миру высказали мнение, что им следовало бы учиться и дальше;
  • около 63% респондентов высказали мнение, что им следовало бы учиться более усиленно;
  • около 45% респондентов сказали, что им нужно было изучать что-то совсем другое;
  • около 18% респондентов по всему миру сказали, что они выбрали не тот вид профессиональной деятельности.

Многие молодые специалисты после окончания ВУЗа спешат получить хорошую и престижную работу. Не побоюсь сказать, что некоторые молодые специалисты сразу рвутся на руководящую должность: сесть в офисе, желательно еще в своем кабинете, и командовать 2-3 подчиненными. Не раз я слышала на собеседованиях в качестве ответа на вопрос «Кем Вы себя видите через 5 лет» следующую фразу: «Я буду бизнесменом». Замечательно!

Просматривая бесчисленное множество различных определений руководителя, мой взгляд остановился на простом слове «руководить» и его определении в словаре Ожегова: руководить – направлять чью-нибудь деятельность.

Настоящий руководитель – это тот, кто обладает достаточным чутьем, чтобы выбрать подходящих людей, способных выполнить нужную работу, и достаточной сдержанностью, чтобы не путаться у них под ногами, пока они ее выполняют… (Теодор Рузвельт)

Представьте себя капитаном грузового корабля. От вас зависит:

  • будет ли доставлен груз вовремя, в том же объеме и с тем же качеством;
  • верно ли вы выберите маршрут, не попадете ли на мель;
  • все ли моряки прибудут в порт живыми, особенно если будет сильный шторм;
  • что и как вы будете говорить родственникам погибших моряков, если кто-то не выживет.

Точно такая же ответственность на вас ляжет, когда вы сделаете первый шаг в область управления в любой сфере, в т.ч. в область управления проектами. От вас будет зависеть: результат, качество, сроки, а главное – люди.

Вы всегда должны помнить: должность «руководитель» – это всего лишь красивая обертка, а обязанности и ответственность, которая на вас возлагается, – это сама конфета (и не всегда она сладка!).

Что такое проект?

Говоря о проектах, я всегда сравниваю их с беременностью женщины. Давайте проведем аналогию.

 

 

Беременность 

(9 месяцев, ограничение – мама малыша)

Проект 

(время проекта, ограничение – бюджет, люди, ресурсы и т.д.)

Образование плода.

Зарождение идеи.

Развитие плода, появление сердцебиения, появляется возможность определить плод.

Мы понимаем, что мы хотим получить в итоге. Формируются требования к нашему результату.

Развитие малыша, формирование внутренних органов.

Начинаем первые действия и работы по проекту.

Формирование легких малыша.

Работы идут полным ходом.

Все органы малыш функционируют, но продолжается развитие отдельных систем.

Работы продолжаются. Виден результат.

Подготовка к рождению.

Завершение работ и проверка.

Рождение.

Работы все выполнены.

  

Также как и новорожденный ребенок, проект всегда уникален.

Проект – уникальный процесс, состоящий из ряда мероприятий, ограниченный во времени, стоимости, ресурсах и требованиях и направленный на достижение цели.

В свое время я услышала фразу, что даже перенести стул – это проект. И зачастую пользуюсь этим, изменяя лишь объект, субъект и влияющие факторы. Это хорошая практика.

У любого проекта есть 4 основные фазы:

  • концепция: подготовка экономического обоснования, определение требований и других расчетных параметров.
  • планирование: разработка плана управления проектом.
  • реализация: реализация проекта согласно принятой документации.
  • завершение: закрытие проекта, сдача, проведение анализа о проделанной работе.

Руководитель проекта – это человек, который несет ответственность за достижение результата в рамках установленных объемов и требований, сроков и ресурсов с заданным качеством.

Всегда важно помнить, что проектная деятельность – это деятельность команды. И недостаточно того, что только вы, как руководитель проекта, будет нацелены на результат и будете понимать конечную цель вашей деятельности.