Skip to main content

Как ВУЗу заработать и сэкономить средства

Сегодня хотелось бы поговорить о трудных временах для ВУЗов, а точнее проблемах и важности дистанционных технологий в образовании. Главной нитью статьи будет вопрос «Как ВУЗу заработать и сэкономить средства на внедрении и сопровождении дистанционного обучения».

Все ВУЗы качественно не использующие в своем образовательном процессе дистанционного обучения находятся в состоянии, грозящем реальным или предполагаемым бедствием. Это обоснованный страх. Успех ВУЗов в последнее время стал во многом зависеть от применяемых технологий образования. Давайте представим ситуацию, когда Ваш конкурент (ВУЗ) раньше Вас успешно внедрил технологию дистанционного образования, теперь ОН работает на всероссийском уровне, а Вы только для тех, кто имеет возможность практически переехать к Вам в город, район. Он забирает себе сегмент обучения занятых, работающих людей и даже инвалидов, то есть те сегменты, которые Вы по любому не получите. Он успешно получает также и ряд бонусов, таких как:

  • не нужно выделять лишний бюджет на аренду ненужных аудиторий, а также искать новые ненужные площади;
  • повышение объективности и качества оценки обучающихся, что в совокупности с другими факторами повышает качество образования в целом;
  • как отдельный пункт и как следствие перечисленных решенных проблем повышается рейтинг ВУЗа, спрос на него, кол-во абитуриентов, студентов, бюджет, прибыль.

Вследствие всего перечисленного представим, в какой ситуации оказываетесь Вы, если не внедряем новые технологии? Определенно не в лучшем свете. Но и этого мало...

Есть ли разница в бюджете ВУЗа плюс-минус 30 миллионов рублей? Скорее всего «да». Да, определенно! Но какая? Приведу пример из практики нашей компании.

В целях повышения конкурентоспособности в Омском Государственном Техническом Университете (ОмГТУ) в 2005 году было решено внедрить дистанционное обучения. В роли платформы поддержки электронного обучения выбрали СДО «Прометей». Приобретение Системы дистанционного обучения и серверной платформы обошлось в 200 тысяч рублей. За год было принято решение инвестировать дополнительно 1миллион рублей в разработку курсов, разрабатываемых преподавателями ВУЗа. Итого инвестиций: 1миллион 200 тысяч. Прибыль от программ Дополнительного Профессионального Образования, переведенных в дистанционный формат, в первый же год составила 2 000 000 руб. Всего за один год! После двух академических лет использования СДО «Прометей» на объемах от тысячи пользователей возврат инвестиций (ROI) составил 19,8. После этого появился большой процент новых студентов – это были взрослые и работающие люди, привлеченных возможностями дистанционного обучения. Использование Интернет-технологий позволило пополнить контингент обучающихся и за счет географически удаленных регионов: в нефте- и газодобывающих регионах севера, в Ямало-Ненецком автономном округе, – республике Тыва, отдаленных районах Омской области. Сегодня технологии электронного обучения приносят ОмГТУ более 30 миллионов рублей прибыли ежегодно. Сравните 1.2 миллиона единовременно против 30 миллионов ежегодно.

Насколько я знаю, уже многие понимают, что в большинстве ВУЗов внедрение дистанционного обучения не только необходимо, но и неизбежно. Однако!

Любое внедрение – это сложный процесс. Внедрение дистанционного образования – сложно вдвойне так как необходимо:

  • подготовить профессорско-преподавательский состав к использованию новых технологий;
  • разработать базу нормативно-правовых и регламентирующих внутривузовских документов по дистанционному образованию;
  • приобрести систему дистанционного образования и решить задачи разработки или закупки электронных курсов, по которым будет проходить обучение.

Начиная любой проект, очень важно продумать все его этапы, предугадать и снизить возможные риски, правильно распределить роли и ответственность.

Ключевым этапом внедрения является отбор преподавателей-новаторов, лидеров и энтузиастов и начало проекта с ними, чтобы был пример для других. И в то же время повышать компьютерную грамотность оставшихся для того, чтобы они не пугались новых технологий. Проблема? Нет, в нашей компании реализован механизм обучения для администраторов и преподавателей в системе дистанционного образования «Прометей»(при необходимости вы можете воспользоваться данной возможностью). Из нашего опыта работы с ВУЗами, внедрившими дистанционное образование, мы можем сделать вывод, что лояльность профессорско-преподавательского состава к новым технологиям дистанционного образования – успех проекта. Что для этого нужно? Объяснить профессорско-преподавательскому составу, что дистанционное образование не отнимет у них заработанную плату, а позволяет получить дополнительный заработок.

С другой стороны. Опыт показывает, что правильно составленный бизнес-план и план проекта развёртывания СДО в значительной степень предопределяет успех будущего бизнеса. Так и принимая решение о внедрении электронного образования в учебном заведении, очень важно определить, как и что будет работать, кто и за что будет отвечать. Когда проводить профилактику? Что делать, если будут недоступны учебные серверы? Как и в какой форме преподаватели будут передавать материалы организаторам? К кому обращаться студентам при сбое во время теста? На все вопросы нужно знать ответ заранее, ещё до запуска проекта. Для этого необходим общий документ, который будет регламентировать и координировать деятельность всех подразделений вуза в области электронного обучения. Такой документ обычно называют Положением об электронном обучении.

Очевидно, что самостоятельно составить подобное положение, не имея реальных статистических данных, анализа потребностей студентов и преподавателей, комментариев экспертов, очень и очень непросто. Что делать? Обратиться к опыту коллег! У кого есть такой документ? Боюсь не у всех представителей вузов столкнувшихся с отсутствием данного документа или его лишь формальным наличием найдется коллега с уже решенной данной проблемой. Поэтому наша компания создала небольшой архив документов, созданных вузами-лидерами, в итоге он составил Готовый пакет документов для внедрения дистанционного обучения. В нем присутствуют все регламенты и типовые формы документов, приказы положения, в том числе:

  • методика постановки электронных курсов на балансовый учет;
  • положение об электронном обучении в вузе;
  • методические рекомендации по применению технологий электронного обучения на всех формах и уровнях обучения;
  • методические рекомендации по разработке электронных учебных курсов;
  • методические рекомендации по расчету нагрузки и финансовой мотивации профессорско-преподавательского состава (ППС), работающего в среде электронного обучения.

Документы, таким образом, – не проблема. СДО? Как я вижу многие считают, что это тоже не проблема. Порекомендую лишь выбирать по требованиям, предъявляемым к продукту, а не по слухам и имени самого продукта. Представляемую мной СДО «Прометей» установленную в ВУЗах менять на что-то другое никто не планирует.

Проблема с созданием или поиском электронных курсов для системы дистанционного обучения, вот это, по-моему, проблема! ОДНАКО! Как обычно, есть решение! CourseMarket – первый интернет-магазин электронных учебных материалов, где Вы можете приобрести любые курсы из числа апробированных и использующихся в настоящее время в лучших ВУЗах страны. В данном магазине Вы не только получаете общую информацию об имеющихся курсах, но и можете просмотреть каждый курс, прежде чем принимать решение о покупке. Особенностью магазина является возможность в одном месте сравнить электронные курсы, созданные разными вузами по одному направлению обучения или дисциплине. Присутствует 2 варианта сотрудничества:

1) Партнерство. Т.е. поставка курсов на продажу в интернет магазин (услуга бесплатная). И вот, я уже научил Вас зарабатывать еще одним способом на дистанционном образовании с продаж Ваших курсов.

2) Приобретение курсов. И вот, я уже научил вас экономить деньги на дистанционном образовании. Возможно более качественных, но определенно в 3-5 раз дешевле затрат на собственную разработку. Т.е. это уже не миллион затрат как в случае с ОмГТУ (тогда еще такой возможности не было), а в среднем 250 тыс. рублей. 750 тыс. сэкономили.

Я надеюсь, что данной информации достаточно для того, чтобы принять решение о внедрении, использовании и совершенствовании новых технологий в образовании или как минимум серьезно задуматься об этом. Примите его прямо сейчас, сделайте первый шаг к успеху.

Автор статьи: Сапогов А.Е.

Руководитель проектов 
ООО «Виртуальные технологии в образовании»
www.coursemarket.ru
www.prometeus.ru

  • Автор:
    Антон Сапогов