Skip to main content

Манипуляторы. Часть 2 - что делать?

Недавно я рассказала о том, что к манипуляциям можно относиться по-разному. Манипулятивные действия просто есть, а вот после их возникновения уже звучит вопрос оценки. Вообще это бесконечная цепочка: чем больше мы начинаем оценивать то, что происходит, тем больше это проявляется в нашей жизни, ибо именно на этом мы фокусируемся и именно это мы начинаем замечать. Вопрос же совершенно не в том, что манипуляций никогда не было, вдруг что-то произошло, и они появилось. Вопрос именно в акценте нашего с вами внимания.

Манипуляция - это действие, которое человек совершает по отношению к другому человеку или по отношению к самому себе для того, чтобы получить определенный эффект. Это действие может быть и простым, и сложным. В принципе, если таким образом расписать, то за этим ничего дурного не скрывается. Человек что-то делает и получает от этого определенный эффект. Учитывая, что мы находимся в социальном мире, это вполне нормально. 

Однако бывают ситуации, когда мы попадаем под чужое влияние и не учитываем свои интересы, или, наоборот, что-то делаем, заставляя других пренебречь своими интересами. Как это происходит?

  1. У человека возникает внутреннее желание.
  2. Внутри него формируется определенное намерение, т.е. желанию придается направление (куда, от кого, зачем). 
  3. Человек проводит манипуляцию с другим на основе своего намерения.
  4. Получает определенный результат и далее эффект.

Помня, что манипуляция - это направленное действие во внешнем мире, что мы получаем? Вопрос не в манипуляции, ибо это по существу это просто неокрашеное действие, а в нашем намерении, которое как раз и придает нужный окрас. Давайте все же вещи называть своими именами и не склеивать эти понятия. Хирурги тоже манипулируют - и что? Это разве плохо? Если бы они этого не делали, некоторые люди просто не выжили бы и погибли. 

Сейчас некоторые из вас зададут вопрос: «Почему же мы тогда попадает под это влияние?». Не поверите, но ответ настолько простой, что мы все его давно уже знаем. 

Возьмем гипотетических героев - Паша, который манипулирует Машей, и Маша, которой манипулирует Паша. И представим фильм в замедленной тысячекратно съемке, чтобы рассмотреть все эти важные детали, которые обычно нам недоступны.

Паша с Машей живут вместе более 5 лет. Паша всегда хотел, чтобы Маша жила по его правилам. Любые восклицания Маши не принимались. Маше становилось все хуже, но при этом она никуда не уходила от него. А Паша продолжал устанавливать свои правила, на которые рано или поздно Маша все равно соглашалась. 

Возможно, эта ситуация знакома кому-то. Ее можно разложить на треугольник жертва-агрессор-спасатель. Но сейчас мы говорим по другое - про намерение. 

Для Паши важно, чтобы все жили по его правилам. Это его желание и неважно, почему оно такое. Когда Маша выражает свое несогласие, Паше становится некомфортно, потому что это не соответствует его желанию. Он формирует намерение - «сделать так, чтобы Маша жила по моим правилам» (или иными словами - сделать так, чтобы мне было хорошо). И только после этого, на основании своего желания и с использованием намерения Паша проводит манипуляцию. Результат может случиться или не случиться. 

Почему результат случается и Паша получает нужный эффект? Потому что у Маши есть свое глубинное желание - жить по правилам других. Для нее это также важно, как и для Паши, чтобы ей было хорошо. И сейчас она не знает, как по-другому. Исходя из этого желания, у Маши формируется намерение принять чужие правила. 

Эмоции и чувства - это важная составляющая, которая также имеет место быть. Возможно это часть этой запутанной игры друг с другом. 

Однако факт остается фактом. Мы попадаем под чье-либо влияние только тогда, когда наше намерение полностью отвечает намерению человека, как будто бы влияющего на нас.

Именно поэтому так важно знать, что на самом деле важно и ценно для нас, что именно нам хочется. Ведь когда начинаешь осознавать свои желания, все становится намного проще. 

Я, как коуч, делаю именно это - открываю вам ваши настоящие желания.

  • Автор:
    Карина Дозорнова