Нужен ли руководителям проектов сертификат?

На днях в одной из социальных сетей разгорелась бурная дискуссия на тему необходимости сертификации руководителей проектов. Вопрос интересный, ибо сама необходимость того или иного действия или результата зависит от контекста. Именно поэтому я бы рассматривала в целом вопрос получения сертификатов. Неважно в какой области.

Диплом, сертификат, свидетельства и т.д. - одна из важных на текущий момент атрибутик деятельности. Важность статуса, подтверждение знаний и опыта - это то, чем мы сейчас живем. Однако гнаться за многочисленными обучающими курсами, экзаменами или наоборот отвергать их существование - не совсем верный подход. 

Как получить сертификат?

Нужно четко понимать - зачем нужно то или иное обучение, зачем нужен сертификат и какое-либо другое подтверждение. Фактически я говорю об осознании собственной мотивации. Она может быть разной. В большинстве случаев это сводится к тому, чтобы доказать себе, что могу, или могу достичь определенной цели, или потому что надо, или потому что требуют. В принципе нормальный подход, рабочий. Редко бывает так, что «просто хочу» или это интересно. 

При этом иногда даже этого недостаточно для получения диплома или сертификата с присвоением очередного статуса. Как тогда быть?

Предлагаю простой способ - взвесить все «за» и все «против». 

Если «за» перевешивает, но сил все равно нет, то можно удобным для себя способом определить шаги к достижению цели. Здесь очень важно понимать, действительно ли все эти шаги устраивают или хочется как-то иначе. Исследуйте, находите альтернативы. Если вас устраивает ваш план, то просто следуйте ему. Если на пути к достижению вы постоянно спотыкаетесь, еще раз посмотрите, каким образом вам изменить этот путь, чтобы стало более комфортно. 

Бывает так, что «против» больше, чем «за», и при этом присутствует «надо». Попробуйте ответить себе на вопрос: «Вы сейчас готовы этим заниматься или есть более важные дела?». Возможно, ответ будет «в принципе нет, можно и отложить, но ведь это требует работодатель». И вот тут начинается интересное. 

Зачем работодателю нужны сертифицированные специалисты? 

Ситуации могут быть разные. В некоторых компаниях работает тот или иной подход к управлению проектами, и руководству компании важно, чтобы люди умели работать в определенных условиях. Другим вариантом может быть желание руководства перейти на какие-то новые инструменты и им нужны люди, которые уже умеют и знают. А так как для компании опыт новый, то единственной гарантией для них может быть именно сертификат или диплом. 

Есть и другие варианты. Например, когда наличием сертификата руководство хочет закрыть определенные требования к кандидату. Т.е. наиболее простой способ проверки наличия тех или иных способностей. 

В начале статьи я писала о том, что сам процесс подготовки и сама сертификация - дело непростое. Нужно выделить время, предпринять усилия, вложить фактически собственные ресурсы в дело. Для некоторых сертификаций требуется системное мышление. Руководители компаний это могут учитывать и включать в требования к кандидатам пункт о наличии сертификации как требование к определенной компетенции (soft-skills или даже MindSet).

Все зависит от того, кто и что на самом деле хочет. И важно помнить, что отсутствие какого-либо сертификата не говорит о том, что дорога закрыта в конкретную компанию. Это всего лишь возможность задуматься, что вы хотите, что хочет компания (ваш потенциальный работодатель). И главное - это хороший повод познакомиться и пообщаться.